Орлан-белохвост — Haliaeetus albicilla
Характер пребывания. Гнездящийся, оседлый, частично кочующий вид всех равнинных регионов Южной России. На осенне-зимних кочёвках изредка встречается также в горных районах Кавказа.
Зоогеографические связи. Представитель древне-лесостепного фаунистического комплекса Евро-Китайского типа фауны Палеарктики.
Таксономия. Включает 2 подвида. В России обитает номинативный подвид. Вторая форма является эндемиком Гренландии.
Распространение. Гнездится в Северной Евразии от Атлантики до Тихого океана, а также в Исландии и на юге Гренландии. На юге России в ХIХ веке этот орлан был широко распространён по лесистым долинам всех крупных рек степной зоны, гнездился в нагорных лесах на Ставропольской возвышенности и местами заходил даже в горы. Но уже в начале ХХ века он стал встречаться значительно реже как на реках Предкавказья, так и по Дону и даже в низовьях Волги, хотя в её дельте ещё долгое время оставался достаточно обычен. До середины ХХ века отдельные пары продолжали держаться в лесистых горах вдоль Черноморского побережья Кавказа: на Абрауском полуострове, у Джанхота, Пшады, Вардане, Сочи, Малого Ахуна, Кудепсты, Пицунды, Гудауты, Афона. Но в степных регионах Южной России орлан к середине ХХ века уже практически полностью исчез, сохранившись лишь в дельте Волги.
Кроме того, одна пара продолжала гнездиться в заповеднике на Хопре в Воронежской области. Во второй половине ХХ века, после прекращения преследования хищных птиц, запрета использования опасных пестицидов и улучшения кормовых условий благодаря появлению крупных водохранилищ и рыбо-разводных прудов в долинах рек, численность орлана и его ареал стали постепенно восстанавливаться. Вероятно, из дельты Волги он расселился на север по Волго-Ахтубинской пойме, а к середине 1970-х годов проник на Дон, где в 1976-1979 годах его гнезда были найдены близ устья реки Иловля, в низовьях Хопра и на берегах Цимлянского водохранилища. В 80-90-е годы орлан широко и довольно плотно заселил уже всю долину Нижнего и Среднего Дона и его крупные лесистые притоки Северный Донец, Чир, Хопер, Медведицу и Иловлю, а затем начал осваивать мелкие степные речки в Калачской излучине Дона (Левая Добрая, Лиска, Большая Голубая, Сухая Перекопка, Донщинка), где гнездился в узких галерейных лесах вдоль рек, а охотился в колониях сусликов. Отдельные пары заселили также обширные водораздельные леса Волго-Донского междуречья (Тетеревятская гряда в верховьях реки Иловля, Шакинский лес на правобережье Хопра) и лесонасаждения на островах и супесчаных террасах вдоль левого берега Волгоградского водохранилища, а с 1986 года загнездились также на реке Еруслан в Заволжье.
В 1980-е годы орлан продолжил расселение вверх по Волге уже в пределы Саратовской области, где ряд его гнездовий был найден в 1984 году в лесистых правобережных балках на юге Красноармейского района. Вероятно в результате дисперсии птиц из сверхплотных группировок, сформировавшихся в низовьях Волги и Дона, в конце ХХ века началось заселение долин Маныча, Кубани, Кумы, Терека, низовий Сулака и Самура. Орланы освоили гнездование также в полезащитных лесополосах степного Предкавказья и вновь появились в нагорных лесах Ставропольской возвышенности, кроме того, летом они вновь стали отмечаться на Пицунде в низовьях реки Бзыбь, наконец, начали гнездится на Ергенях и в полупустынных районах Калмыкии и Заволжья. А однажды 02.07.2017 года взрослые орланы встречены нами в верховьях реки Чайнашка между Череком Балкарским и Безенгийским, где на субальпийских пастбищах находится большое поселение горного суслика, однако подтвердить там гнездование орланов пока не удалось. Можно полагать, что тенденция к заселению новых районов орланами будет продолжаться и дальше.
Взрослые орланы на юге России обычно зимуют парами у своих гнездовий, ремонтом которых они занимаются с осени, а молодняк в осенне-зимний период широко кочует, в том числе много птиц прилетает в Предкавказье и в Прикаспийские районы из более северных регионов. Здесь вдоль Волги и Нижнего Дона регулярно наблюдаются выраженные сезонные миграции птиц, а зимой в кормных местах сейчас нередко формируются их значительные скопления. Мигранты летят днём, на разной высоте, как правило — хорошо заметны. На местах зимовок обычно преобладает молодняк, но в суровые зимы происходит увеличение доли взрослых птиц. Так, в Дагестане в ноябре 2008 года соотношение взрослых и молодых составляло 4 : 3, а в морозном январе 2012 года — 7 : 3. В степях же Калмыкии в январе, при наступлении морозов, численность зимующих орланов обычно резко снижалась.
Местообитания. Гнездованием тесно связан с лесами по берегам рек, озёр, морей и других водоёмов, на которых добывает рыбу. Сейчас нередко гнездится на одиночных деревьях, а также в лесонасаждениях и в полезащитных лесополосах среди степей и полупустынь, охотясь там на сусликов и других животных; местами селится на прибрежных скалах или на заломах тростника и даже на земле среди плавней. В последнее время активно осваивает гнездование на опорах ЛЭП и различных заброшенных сооружениях. В горы может проникать вплоть до 1 200 — 1 800 метров над уровнем моря, а по нашим наблюдениям в Балкарии — даже до 2 300 метров над уровнем моря. Зимой орланы держатся стаями в местах концентрации водоплавающих птиц, на прудах рыбхозов, у рыбзаводов, а также на свалках и у птицефабрик, где кормятся падалью. В прошлом много орланов собиралось возле рыбаков на льду Азовского и Каспийского морей или в районах боя каспийских тюленей, где охотились за новорождёнными тюленями, а в степях Калмыкии концентрировались в местах промысла сайгаков или кормились падалью вместе с волками.
Численность. Вся европейская популяция насчитывает 9,0-12,3 тысяч пар, из которых в Европейской России гнездится от 2 до 3 тысяч пар. На юге России в начале ХХI века популяция оценивалась в 800 — 1 000 пар. По отдельным регионам сейчас гнездится не менее 80-100 пар в Ростовской области, 217-285 пар в Волгоградской области, около 270-300 пар в Астраханской области, 20-30 пар в Калмыкии, не менее 100-120 пар в Краснодарском крае и Адыгее, не менее 50 пар на Ставрополье, 1-2 пары в Карачаево-Черкесии, не менее 3-5 пар в Кабардино-Балкарии, не менее 2 пар в Северной Осетии, не менее 1-3 пар в Чечне и Ингушетии, 20-25 пары в Дагестане, то есть всего 764-922 пары. Учитывая, однако, весьма вероятный недоучёт гнездовий, особенно в бассейне Терека в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечне и Ингушетии, а также продолжающийся в последние десятилетия быстрый и повсеместный рост численности орлана, его общую численность на юге России сейчас вполне можно оценивать в 1 000 — 1 200 пар. Представление о возможной плотности гнездования орлана дают его учёты в низовьях Волги и Дона. В дельте Волги в Астраханском заповеднике в 1995 году гнездилось в среднем 6,6 пар на 100 км2, или от 5,0 до 7,6 пар на 100 км2 по отдельным участкам, а в 2007-2013 годах там же учитывали до 9,9-10,5 пар на 100 км2, или от 9,6 до 12,7 пар на 100 км2 по отдельным участкам.
На севере Волго-Ахтубинской поймы в Волгоградской области обилие орланов в начале ХХI века достигало 5,2-6,5 пар на 100 км2. На Нижнем Дону в пойме между Ростовом и Новочеркасском гнездилось около 4,4 пары на 100 км2, ниже плотины Цимлянской ГЭС — до 13-17 пар на 100 км2, а на Цимлянских песках — в среднем 4,0 пар на 100 км2. Но местами в затопляемых лесах по берегу Цимлянского водохранилища обилие достигало 4 пары на км2, а жилые гнезда располагались в 300-500 метрах друг от друга. На зимовку в Южной России орланы в большом числе собирались ещё в ХIХ веке. В степях Калмыкии в местах промысла сайгаков в декабре 1976 года собиралось в целом до 700 — 1 000 орланов. Но в дельте Дона в ХХ веке стая до 40 особей, в основном молодняк (более 90%), впервые была встречена нами 09.02.1986 года. А возле Краснодарского водохранилища в окрестностях птицефабрики у с. Понежукай 26.01.2003 года одновременно учтено уже 205 орланов. Сейчас же общая численность зимующих орланов только в Краснодарском крае и Адыгее оценивается в 600–800 особей, а в Дагестане зимует до 500–550 особей с тенденцией к увеличению численности.
Охранный статус. Был включён в Красную книгу России (2001 год) как редкий вид (3 категория), но сейчас переведён как восстанавливающийся в 5 категорию. Под разными категориями орлан занесён в Красные книги всех регионов Южной России. В Ростовской, Волгоградской и Астраханской области, в Калмыкии, Чечне и Дагестане указан как восстанавливающийся вид (5 категория).
В середине ХХ века этот орлан испытал глубокую депрессию численности по всему ареалу, но после запрета отстрела «вредных» хищных птиц в 1960-е годы его популяции начали постепенно восстанавливаться, а сейчас на юге России наблюдается выраженная тенденция к росту его численности и расселению, что связано также с улучшением кормовой базы в результате строительства водохранилищ и рыбо-разводных прудов, а также с адаптацией к гнездованию в антропогенных местообитаниях.

Орлан-белохвост — Haliaeetus albicilla
Птицы южной России